В этом году исполняется 20 лет кинофлагману перестройки — фильму «Игла». В конце 80-х прошлого века эта легендарная дзен-постсоветская сага о наркотиках, негодяях и последних героях стала культовым фильмом и способствовала разгоревшейся тогда киномании. Сейчас, 20 лет спустя, режиссёр фильма «Игла» Рашид Нугманов готовит возвращение Виктора Цоя на большой экран. Фильм будет называться «Игла Ремикс».
— Тебя раздражает глупость журналистов и публики, которым легче сказать, что ты сейчас делаешь «Иглу-2», чем «Иглу Ремикс»?
— Совсем не раздражает, ведь мы имеем дело не с глупостью человеческой, а с качественно новым типом кино. Люди привыкли к ремиксам в музыке, но в кино такого ещё не было, поэтому неудивительно, что они теряются в догадках. Вот когда фильм выйдет на широкий экран, этот термин войдёт в повседневный кинематографический лексикон и станет привычным.
— Ходят слухи, что всё равно ты делаешь продолжение «Иглы» или ремейк. Проясни ситуацию, расскажи кратко и ёмко о философии ремикса.
— Всё просто. Ремейк — это когда фильм целиком снимается заново с новыми актёрами. Сиквел — когда снимают продолжение фильма. А ремикс — это когда оригинальный материал дополняется новым. Причём ремикс следует отличать от так называемых расширенных или режиссёрских версий (когда фильм включает сцены, не вошедшие в прокатную версию). Все сцены и срезки, не вошедшие в «Иглу», были уничтожены «Казахфильмом», поэтому создание традиционной расширенной версии просто физически невозможно. Именно эта катастрофическая утрата материала и подтолкнула меня к созданию нового типа кино в виде ремикса, принципы которого я позаимствовал в музыке. Новый визуальный материал придёт из трёх источников: мои архивные съёмки с Цоем, досъёмки с Мамоновым, Башировым, Смирновой, Архимедом и другими ныне здравствующими актёрами, а также графика.
Фильм будет вроде бы и тот, но в то же время и не тот. Это новое аудиовизуальное произведение, хотя сценарий, история и даже актёры — те же, включая самого Виктора Цоя. Круто, да? Разумеется, будет полностью переработан звукоряд. Причём не просто переведён в многоканальный формат Dolby Digital, но принципиально переписан. Группа «Кино» вместе с музыкальным продюсером Игорем Вдовиным сделают ремиксы существующей музыки к оригинальному фильму, а также напишут новый материал. Группа Messer Chups заменит ретротемы, ранее сопровождавшие роль Спартака (Магомаев, Пьеха и т.д.). Для некоторых новых сцен в фильме нет подходящих архивов с Цоем. Поскольку я категорически отказываюсь снимать в этой роли его живого дублёра, то в таких сценах появится графика в стиле комикса. Её исполнит питерская группа художников Doping-Pong. То есть ты, Дима. Это будет не 3D, а именно комиксы.
— Наверняка много спекуляции будет на имени Виктора Цоя и группы «Кино» в будущем, 2010 году, ты не думаешь, что среди этого моря поделок «Игла Ремикс» просто потеряется?
— Я никогда не занимался спекуляциями. Поэтому море поделок для нас — что лужа в моросящий осенний дождик: плещется и пузырится где-то там внизу, но ботинки не промокают. Правда, иногда приходится перепрыгивать через них, и это достаёт. Но не смертельно.
— Ходят слухи о том, что специально для твоего фильма «Игла Ремикс» возрождается в полном составе и собирается группа «Кино» и даже есть надежда увидеть их концерт на премьере. Можешь поподробнее об этих планах? И на каком этапе сейчас данный процесс?
— Да, Каспарян, Гурьянов и Тихомиров собираются вместе для работы над ремиксами старых песен для фильма и создания нового материала. Как поклонник группы «Кино», очень надеюсь, что эта работа в конце концов приведёт их на сцену, и, как их друг, я всячески их к этому подталкиваю. Ну а на сцене, разумеется, группа не может быть полной без Виктора. И тут есть свои задумки… Но пока рано об этом говорить: это тайна за семью печатями. Финальное решение остаётся за самой группой «Кино» и никем другим.
— Как сейчас обстоят дела, что там происходит, какие актёры как себя ведут и выглядят? Как Петя Мамонов, Марина Смирнова, Саша Баширов? Неужели они все снимаются?
— Пока нет, но будут. Сейчас (август, 2009) идёт самая нудная, неинтересная и нетворческая работа: переговоры, подписание договоров, финансовых документов, планирование производства и прочая неизбежная дребедень. Надеюсь завершить эту стадию в ближайшие недели и в сентябре наконец приступить к настоящему делу — созданию фильма. Досъёмок будет не очень много по киношным меркам — смен десять. Все актёры готовы, ну а как они будут выглядеть, зритель узнает в кинотеатре. Зачем раньше времени описывать словами то, что предназначено для ублажения глаз и ушей? Все главные персонажи и исполняющие их актёры остаются неизменными. В эпизодах появятся новые лица.
— Я знаю, что тебе давно уже предлагают сделать байопик о группе «Кино» и жизни Виктора. Почему до сих пор ты не начал работу над ним?
— Предлагали не раз. Главное препятствие для меня — близкая дружба с Виктором. Просто не смог бы работать с актёром, который притворялся бы Виктором. Ведь тогда мне пришлось бы притворяться, что я верю ему. А зрителям — что они верят нам. Видимо, для успешного байопика нужна некоторая дистанция между создателями и их героями, которая позволяла бы им работать без зазрения совести и вдохновляться собственными фантазиями. Для меня же Виктор остаётся единственным и неповторимым человеком.
— Для чего сейчас всё это? Для того чтобы напомнить о себе или снова сделать что-то новое? Или ты взялся за «Иглу», потому что у нового поколения абсолютная пустота и ты считаешь, что могут вернуться герои 20-летней давности и легко занять места в сердцах миллионов, не занятых уже ничем и никем?
— Работа для меня — не расчёт, а веление сердца. Сердце приказало, и я ответил: «Есть!» Я никогда не изменял своему старому принципу: делай только то, чего иначе не сделает никто другой. Ну разве кто-нибудь сделает «Иглу Ремикс»? Нет. Ну и заодно появляется шанс открыть новое направление в кино. Приятно же? Вот такой я сибарит. А напоминания о себе меня совсем не занимают. Разве для сибарита при поглощении профитролей является целью напоминание о себе? Нет, конечно. Профитроли и являются целью. И то непередаваемое физическое и духовное удовольствие, которое ты получаешь от процесса.
Беседовал Дмитрий Мишенин Частный корреспондент
|